На мотоцикле между рядов: как это практикуется в других странах мира

В интернете не стихают споры между мотоциклистами и автомобилистами по поводу самого неоднозначного вопроса, касающегося езды на двухколёсном транспорте, которую не так давно затронули и мы. Речь идёт о езде по так называемому «междурядью».

Обычно высказываются кардинально противоположные мнения. Те водители, которые предпочитают автомобиль в качестве основного средства передвижения и, как правило, никогда не ездили на мотоцикле, считают езду в «междурядье» опасным неуважением двухколёсных хулиганов к остальным участникам дорожного движения. Меры воздействия предлагаются соответствующие: запретить, штрафовать, отбирать водительские удостоверения. Мотоциклисты придерживаются полярной точки зрения, обоснованно считая перемещение между стоящими в дорожных заторах авто чуть ли не единственной панацеей от вездесущих пробок. Оно и понятно: кто захочет стоять между пышущими жаром и воняющими выхлопными газами «коробками», если можно просочиться между ними?

Как у нас – всем известно

По факту езда между полос находится в «теневой» зоне российских ПДД и никак законодательно не регламентируется: в наших ПДД нет прямого запрета на нахождение в одной полосе автомобиля и мотоцикла. Возможно, только пока. Де-факто сотрудники российской дорожной полиции закрывают глаза на мотоциклы в «междурядье», однако только до того момента, пока не происходит ДТП с участием мотоциклиста.

e81ff1c9277f5e058b202901f7f31bd1-995x0-90.jpg



В этом случае, как правило, байкера-лихача признают виновным в несоблюдении безопасного бокового интервала, и он автоматически становится виновником произошедшей аварии. Однако не пойман – не вор: пока аварии не произошло, отечественные мотоциклисты продолжают использовать «междурядье», порой остающееся единственным средством за разумное время добраться куда-нибудь в задыхающихся от дорожных заторов мегаполисах.

А как у них?

Но как обстоит дело с ездой по «междурядью» в других странах? Российские мотоциклисты – далеко не единственные, кто пользуется меньшими габаритами и лучшей манёвренностью мотоциклов и скутеров, их главными преимуществами по сравнению с автомобилями. Достаточно вспомнить, как много в английском языке, фактически уже давно ставшем международным, терминов, обозначающих межполосное «доминирование» мотоциклистов. “White lining”, “lane splitting”, “filtering”, “stripe-riding”, “lane sharing” – это всё про езду на мотоцикле между автомобилями. Вывод напрашивается только один:


иностранные мотоциклисты ездили, ездят и будут ездить между рядов, вне зависимости от того, законно это или не совсем.



ae8419d3b750505336017ea08b715c28.jpg



Российские туристы во Франции и Италии могли видеть то, чего не увидишь в родной Москве и Санкт-Петербурге. Какой ужас, вы только представьте себе: множество мотоциклов и скутеров, все просачиваются между автомобилями, причём некоторые настолько «наглеют», что даже опираются руками на соседние автомобили во время остановки на светофоре. Дальше – больше. В Таиланде, Вьетнаме, Бангкоке, Индии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии малокубатурные мотоциклы и скутеры составляют абсолютное большинство транспорта на дорогах, а дорожное движение выглядит для непривычного глаза, как абсолютный хаос. Здесь речь о езде по «междурядью» вообще не стоит, и не мотоциклы, а редкие автомобили робко проталкиваются между остальным транспортом.



Исследования, проводившиеся в США и Европе, однозначно говорят, что езда по «междурядью» значительно снижает риск столкновения мотоцикла с кормой автомобиля.


По статистике, в Калифорнии, единственном североамериканском штате, где езда между рядами разрешена законодательно, происходит на 30% меньше столкновений мотоциклов с задней частью автомобилей по сравнению с Техасом или Флоридой, где это запрещено.

Абсолютно легально ездить на мотоциклах и скутерах между рядов в Австрии, Бельгии, Бразилии, Хорватии, на Кипре, в Эстонии, Франции, Греции, Италии, Японии, Нидерландах, Норвегии, Омане, Польше, Португалии, Катаре, Испании, Южной Африке, Швеции, ОАЭ, Великобритании, в двух штатах Австралии – Новом Южном Уэльсе (с 1 июля 2014 года) и Квинсленде (с 1 января 2015 года), а также в единственном штате США, Калифорнии (здесь лэйнсплиттинг разрешён при «соблюдении безопасности», решение этого сугубо субъективного вопроса остаётся на усмотрение полицейских). Примечательно, что Калифорния является наиболее экологически неблагополучным штатом США, и у местных законотворцев просто не было иного выхода для снижения выбросов выхлопных газов в атмосферу, кроме как разрешить этим опасным байкерам просачиваться между автомобилями законопослушных калифорнийцев. Во многих штатах США езда между рядами не запрещена напрямую, но правила, обязывающие водителей предупреждать других участников движения о смене полосы движения не менее, чем за 30 метров до начала перестроения, делают подобную практику незаконной. За последние 20 лет во многих североамериканских штатах законы, разрешающие езду на мотоцикле между автомобилями, выдвигались на рассмотрение, однако так не были приняты.

Дальше всех пошли голландские власти, придерживающиеся повсеместного поощрения перемещения своих граждан на велосипедах и мотоциклах. Здесь в случае аварии с участием автомобиля и мотоцикла при движении последнего между полос всегда признают виновным водителя автомобиля. Вот такая забота о «братьях меньших»: сел за баранку своего «пылесоса» – будь добр, смотри в зеркала дважды.

Выводы из мировой практики


afee95dcd2035c2f05b90b61a484899c-995x550-90.jpg



Какие выводы можно сделать? Ездить по «междурядью» нужно и можно.


Любое ограничение этого уже происходящего в крупных российских городах процесса негативно отразится на качестве дорожного движения. Однако никто не будет отрицать, что езда между рядов опасна, и в первую очередь – для самого водителя мотоцикла и его пассажира. Внезапно открытые из-за переполненной пепельницы двери автомобилей и резкие перестроения автомобилистов без включения указателя поворотов – две главные опасности, поджидающие каждого мотоциклиста, решившего протиснуться через очередную пробку.

Абсолютно точно не следует заниматься лэйнсплиттингом начинающим мотоциклистам, которым не всегда хватает опыта и навыков и при «обычной» езде. Да и их более опытным коллегам далеко не всегда стоит делать это. Не нужно пытаться «срезать» между рядов на изгибах дороги: одно неосторожное движение рулём заговорившегося по мобильному телефону водителя «тачки» – и вы уже на больничной койке, а то и в чёрном пластиковом мешке. Также особенно внимательным стоит быть при прохождении «мёртвых зон», которые есть в любых, даже самых больших, автомобильных зеркалах. Совсем не стыдно проявить дополнительную бдительность при обгоне «длинномеров», автобусов и тракторов с прицепами: их водители иногда просто физически не замечают мотоциклистов в очень высоких боковых зеркалах.

Вместо заключения


d476b31a382dfd46f0cadd4f43668a5b-995x550-90.jpg



Напоследок я хотел бы сказать несколько слов московским мотоциклистам. Друзья, я уже очень давно за рулём мотоцикла, а начинал ездить на своём первом «совкоцикле» ещё тогда, когда московский трафик был совсем другим, намного менее плотным и напряжённым. Автомобилей на столичных дорогах всё прибавляется и прибавляется, и два колеса, на мой скромный взгляд, остаются единственным не унижающим человеческого достоинства способом перемещаться по российской столице. Я – один из вас, и я всё понимаю, мы все хотим побыстрее добраться домой или на работу. Я догнал в междурядье не одну тысячу мотоциклистов, ещё столько же догнали меня.


Но то, как некоторые из нас ведут себя на дороге, внушает мне стыд за всех мотоциклистов. Все эти постоянно включённые «аварийки», слепящий автомобилистов и мотоциклистов дальний свет, рычание «прямотоками» и постоянное использование «бибикалки» по поводу и без повода говорят о вас как о водителе только одно: вы не умеете ездить.


Более того, вы не уважаете других участников движения, а зачастую ведёте себя откровенно по-хамски. Мотоциклист, помни главное правило: на дороге тебе никто ничего не должен. А если что-то не получается, то, к счастью, сейчас появилось много способов отточить до необходимого уровня своё водительское мастерство. Мотошколы разного уровня подготовки, мотокросс, гоночный трек, джимхана – выбор есть на любой вкус и кошелёк. Давайте будем проявлять на дорогах взаимное уважение, и тогда, я уверен, дорожно-транспортных происшествий станет намного меньше.


7b50d778b53865b5cd18a69379fcd7e3-995x0-90.jpg



Читайте также:



 

Добавить комментарий

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Добавить комментарий

Комментарий отправлен
18 комментариев
02.10.2015 12:53
Олег Демин

а мне совершенно не понравилась заключительная часть статьи. "...говорят о вас как о водителе только одно: вы не умеете ездить." То, что автор позволяет себе подобные умозаключения говорит о том, что он совершенно не умеет писать. и, тем более, никого и ничему не сможет научить.

1

02.10.2015 15:15
Алексей Ковпак

Олег, добрый день. Не собираюсь спорить с Вами по поводу себя, потому как Вам виднее.

Однако по поводу мотоциклистов в "междурядье" готов подискутировать. Вы мотоциклист? Ездите в "междурядье"?


02.10.2015 18:39
Олег Демин

Добрый день! а я и не собирался вступать с Вами в дискуссию. но и не скажу, что Вам виднее- умею я ездить или нет. да- я мотоциклист. реже- автомобилист. "взрослый стаж" на мотоцикле с 96 года. да- я езжу в междурядье. и буду ездить. сразу оговорюсь- я езжу на мотоцикле рассчитывая только на свои реакции, умения и навыки. считаю, что никто из участников дорожного движения мне ничего не должен.


06.10.2015 13:44
Алексей Ковпак

А как именно Вы "разгоняете" автомобили? Дальний? Аварийка? Сигналите? Прямотоком рычите? Или всё вместе?


02.10.2015 18:42
Олег Демин

но уверен, что вместо того, чтобы запрещать- надо регламентировать. и учить.


06.10.2015 15:40
Сергей Андреев

А если кто совсем не разгоняет?

Пропустят - спасибо (можно аварийкой моргнуть)

Не пропустят - подожду (чаще всего, стоит подождать секунд 15, и "окно" так или иначе появляется)


06.10.2015 21:44
Алексей Ковпак

Сергей, абсолютно солидарен.


06.10.2015 15:49
Олег Демин

А по ситуации. Обычно- ничем не разгоняю. очень многие автомобилисты сам уступают дорогу- достаточно просто показать им себя в зеркалах и немного подождать. Но, когда водитель автомобиля просто не замечает меня,- могу, после некоторого ожидания, подать ему дополнительный знак. Дальний, Аварийка (Нафига?!!!!!Аварийка не для "разгона", а элементарно для того, чтобы стать чуть заметнее на дороге :) не "наехать", а вежливо проинформировать:) ), Сигналом, Прямотоком (а со штатным глушителем у Вас тихий выхлоп?:) Тогда, следуя Вашей же манере общения- Вы ездите не на мотоцикле:) рычу :) Или всё вместе. Не важно, как я обозначу свое нахождение на дороге- главное, чтобы водитель автомобиля знал, что я есть. А Вы, я так понял, в междурядье не ездите? :)


06.10.2015 16:05
Олег Демин

пока ответ писал- еще один умный мотоциклист подключился. сергей- спасибо


06.10.2015 22:02
Алексей Ковпак

>Дальний, Аварийка (Нафига?!!!!!Аварийка не для "разгона", а элементарно для того, чтобы стать чуть заметнее на дороге :) не "наехать", а вежливо проинформировать:) )

У меня почему-то сомнения, что "аварийка" сильно добавит мотоциклу заметности в зеркалах, а когда мотоцикл уже миновал автомобиль - его и так увидят. Плюс с "аварийкой" невозможно пользоваться "поворотниками", а они тоже добавляют, хоть и немного, пассивной безопасности.

>Сигналом, Прямотоком (а со штатным глушителем у Вас тихий выхлоп?:)

Да, у меня тихий выхлоп, потому что я иногда уезжаю и приезжаю рано утром или поздно вечером и уважаю своих соседей. Когда у меня был мотоцикл с прямотоком, то иногда приходилось выкатывать его до магистрали руками, чтобы никого не разбудить, и мне это надоело.

>Тогда, следуя Вашей же манере общения- Вы ездите не на мотоцикле:) рычу :) Или всё вместе. Не важно, как я обозначу свое нахождение на дороге- главное, чтобы водитель автомобиля знал, что я есть.

Loud pipes save lives. Однако согласитесь, что если слишком настойчиво показывать своё присутствие на дороге, то это может вызвать определённый дискомфорт у других водителей. Речь, разумеется, не про Вас конкретно.

>А Вы, я так понял, в междурядье не ездите? :)

Конечно-конечно, и мотоцикл я видел только на картинках :-)


07.10.2015 10:09
Олег Демин

:) Охотно верю вашей фразе про мотоцикл на картинках)))) т.е, когда Вы едете общественным транспортом и Вас спрашивают: "Молодой человек, Вы сейчас будете выходить?"- они этим доставляют Вам дискомфорт? Нежное же у вас однако восприятие окружающего мира))))) Но, мне кажется, что наша занимательная беседа начинает напоминать словоблудие, особенно, с учетом того, что Вы не отвечаете на прямые вопросы)))) засим, разрешите откланяться))


07.10.2015 14:55
Алексей Ковпак

Согласен про пустой трёп.

Всего наилучшего, удачи на дорогах.


07.10.2015 15:36
Олег Демин

Взаимно))))


09.10.2015 09:12
Владимир

Где-то слышал разрешена езда в междурядье только в стоящем потоке. Думаю это было бы правильно для всех участников движения:

а) меня, как автомобилиста, не будут пугать внезапно, непонятно откуда взявшиеся мотоциклисты.

б) у мотоцилистов гораздо меньше шансов столкнуться с перестраивающимся авто.

А пока ряд едет, почему бы не ехать в нём? P.S. я не житель столиц, какие-то особенности могу не знать, но мне это видится так


09.10.2015 15:44
Алексей Ковпак

Владимир, здравствуйте!

Если разрешить лэйнсплиттинг только при полностью стоящем потоке автомобилей, это будет фактически равнозначно полному запрету: любая, даже самая жуткая "пробка" хотя бы с минимальной скоростью, но движется.

По пункту "б": шансов столкнуться с перестраивающимся авто будет действительно меньше, но шанс столкнуться с открытой дверью (отечественные водители любят открывать их иногда при полном "стояке") - больше. Мне кажется, что тут стоит рассматривать не фактор стоящий-движущийся автомобиль, а разница в скорости между автомобилем и мотоциклом.

>А пока ряд едет, почему бы не ехать в нём? P.S. я не житель столиц, какие-то особенности могу не знать, но мне это видится так

Хотя бы потому, что на мотоцикле, в отличие от автомобиля, очень сложно ехать ниже определённой скорости. Потому, что два колеса, а не четыре.


09.10.2015 15:46
Алексей Ковпак

Разницу, конечно.


19.10.2015 14:10
Евгенiй Коныштаровъ

Со многим из написанного тут автором и комментаторами согласен.Добавлю лишь, что мне лично неважно, как я проинформирую участников движения о своём присутствии рядом с ними, лишь бы они в итоге меня заметили. Ибо в случае ДТП для меня последствия будут тяжелее. нежели банальная "жестянка" для водителя автомобиля. И это для меня важнее чьего-либо дискомфорта.Никого в пробках не разгоняю и когда невозможно проехать, просто стою и жду подходящего безопасного момента. Тут выше написали, ожидание, как правило, недолгое. И я всё равно окажусь впереди даже того, кто специально перегородил мне междурядье (хватает на дороге и таких).Всем ровных и безопасных дорог!

3

31.05.2016 00:32

живу в ГРЕЦИИ 20 лет, есть права A.B.C.E ЕСТЬ МОТОЦИКЛ!!!!!! И знаю на собственнои шкуре по дтп,,, в Греции запрещено !!!но все ездют,,,,так же как в Москве ...если дтп то виноват будет мотоцикл .!!


Новые статьи

Популярные тест-драйвы

Change privacy settings